Уникальность

 

Уникальные особенности Аюрведы

Аюрведа (буквально «наука жизни» в переводе с санскрита) является частью ведической культуры, связанной с древней цивилизацией Бхарата-Варша, корни которой уходят в V-VI тысячелетие до нашей эры. В своё время эта культура оказывала благотворное влияние на многие народы. По древним манускриптам, дошедшим до нас, можно оценить широту мыслей и величайшую мудрость людей, живших в ту эпоху. Философия, религия, наука, искусство, социология, этика и медицина были систематизированы и адаптированы для многих народов, населявших Землю.

Наше представление о древних людях как о примитивных дикарях было полностью развенчано, когда ведические каноны стали доступны западному миру. Теперь нам известно, что древние сознательно избегали пути технократического развития, ибо понимали, какие разрушительные последствия в этом случае ждут нашу планету. Кроме того, такой путь не в состоянии принести ни счастья, ни удовлетворения. Поэтому их девизом было: “Жить просто и думать возвышенно”.

Аюрведические каноны, главным среди которых является «Чарака-самхита», подробно описывают различные методы лечения. Современная так называемая «нетрадиционная медицина» лишь отчасти использует их. Например, совершенно неправильно считать акупунктуру достоянием китайской медицины. В Аюрведических текстах подробно описаны информационные каналы, соответствующие так называемым «китайским» меридианам. Биологически активные точки назывались мармами. Однако эти труды появились за много тысячелетий до возникновения Китая.

Интерес к Аюрведе в США и странах Западной Европы резко возрос, как только ведущие специалисты осознали, что речь идет о системном подходе к профилактике и оздоровлению, успех которого полностью доказали.

Так исследования, проводимые в течение 11 лет в штате Айова (США) авторитетной организацией Blue Cross / Blue Shield показали, что у лиц, использующих методы Аюрведы, количество вызовов к врачу и медицинские расходы в 12,5 раз ниже по сравнению со средними показателями штата.

Имея многовековую историю, Аюрведа предлагает человечеству естественный подход к достижению психического и физического совершенства.

Несмотря на огромный прогресс современной западной медицины, во всем мире неуклонно растёт интерес к Аюрведе и повышается спрос на услуги Аюрведических врачей. Причиной этому служат уникальные особенности этой науки о здоровье.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД АЮРВЕДЫ

На сегодняшний день для медицины характерна скорее «нездоровая», чем «здоровая» направленность. Основные усилия прикладываются к тому, чтобы вылечить уже возникшие, проявленные болезни. Профилактические же меры применяются лишь по отношению к инфекционным и аллергическим заболеваниям. Эффективность этого рода лечения не всегда безупречна – вакцины часто оказываются недостаточно сильными для профилактики эпидемических заболеваний.

Аюрведа делает упор на поддержание хорошего здоровья и профилактику болезней, и это является её основной, первичной целью. Лечение уже возникших заболеваний – это дополнительная, вторичная цель. В дополнение к диете, в аюрведической медицине даются определённые рекомендации по соблюдению режима дня (дина-чарья) и ночи (ратри-чарья) для разных сезонов года (риту-чарья), а также по поведению индивидуума в обществе (ачара-расаяна). Всё это безусловно предупреждает развитие различных недомоганий.

НАТУРОПАТИЯ КАК ОСНОВА АЮРВЕДЫ

В Аюрведической терапии используются только природные, натуральные средства, такие как растения, минералы и продукты животного происхождения. Предпочтение отдаётся растениям, которые растут в естественных условиях, правда некоторые редкие виды, из-за повышенного спроса на них, культивируются, конечно, без применения каких-либо искусственных удобрений или инсектицидов. В Аюрведе запрещено использование химически синтезированных веществ. Натуральные продукты соответствуют тканям нашего тела. Поэтому они легко перевариваются и усваиваются организмом, обеспечивая тем самым надлежащий эффект. Если же какие-то из компонентов слишком дороги, то их всегда можно заменить более дешевыми натуральными аналогами, также описанными в Аюрведических текстах.

Химически синтезированные, ненатуральные средства иногда помогают снять боль или снизить температуру, но при длительном использовании наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела. Натуральные компоненты, используемые в Аюрведической терапии, не приносят вреда, но, наоборот, укрепляют внутренние органы человеческого организма, так как обладают сходной с ними структурой.

ХОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ

Вопреки тенденциям современной медицины к узкой специализации и лечению каждого органа в отдельности, без учета их связи с другими органами, Аюрведа склонна рассматривать тело как единое целое. Различные его части функционально взаимосвязаны. Если болезнь сосредотачивается в какой-то определённой области тела или органе, обследуются и подвергаются лечению, как эта, так и другие части человеческого организма. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта. Слабительные средства, например, прописываются при лечении бронхиальной астмы, сердечных расстройств, артритов, аллергии и кожных болезней.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МИКРОКОСМА И МАКРОКОСМА

Согласно Аюрведе, индивидуум (микрокосм) являет собой миниатюрную копию Вселенной (макрокосма). Все аспекты Вселенной присутствуют в индивидууме, и поэтому любое изменение в окружающей среде влияет на его тело, ум и душу. В свою очередь, деятельность человека, которая проявляется через физическое тело, слова и мысли, будет положительно или отрицательно сказываться на окружающей среде. Аюрведа утверждает, что здоровое тело, правильные мысли, доброжелательные слова и духовная практика очищают окружающую атмосферу и освобождают её от физических, химических и микробиологических загрязнений, а также от негативных духовных вибраций.

Все слова в любом духовном тексте является молитвой или мантрой, потому что они освящены мудрецами, пророками и проповедниками разных религий.

Произнесение мантр или молитв, искреннее и соответствующее конкретным предписаниям, оказывает воздействие не только на человека и окружающую его среду, но и на всю Вселенную (макрокосм). Аюрведа рекомендует применение духовной практики.

ЛЕЧИТЬ ПАЦИЕНТА, А НЕ БОЛЕЗНЬ

Для назначения соответствующего лечения в Аюрведе, помимо выяснения симптомов болезни, необходимо знать и некоторые другие особенности пациента: его физическую и ментальную природу (индивидуально-типологические или конституциональные особенности), качество тканей, их плотность, прочность, размеры тела и его элементов, силу воли, что он употребляет в пищу и режим его питания, а также возраст. Поэтому двум пациентам с одной и той же болезнью могут быть назначены два совершенно разных курса лечения. Аюрведа подчёркивает необходимость индивидуального подхода каждому больному.

Болезни неисчислимы, так как существует бесконечное число комбинаций вызывающих их факторов. Нет ни возможности, ни необходимости описывать их все на бумаге. Фактически, в Аюрведе принято: доктору не надо озабочиваться названием болезни, надо быстрее приступать к лечению.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ

Наряду с целостным подходом к лечению тела и учением о функциональном единстве всех его частей, Аюрведа учит тесной взаимосвязи тела и психики. Психические факторы непосредственно влияют на функционирование различных частей тела, и наоборот. Осознанные и неосознанные негативные стереотипы поведения и, прежде всего, негативные эмоции (праджнапарадха), неполноценный контакт органов чувств с объектами (асатмьендрийартха-самйога) и неблагоприятное влияние природы и времени (кала-паринама) – все эти факторы ответственны за возникновение как физических, так и психических расстройств. С другой стороны, правильное осознание, нормальная работа органов чувств и их качественное взаимодействие с объектами внешнего мира, а также благоприятные внешние условия ведут к обретению физического и душевного здоровья. Исходя из описанного психосоматического подхода, аюрведа предписывает определённые нормы поведения, как для сохранения нормального здоровья, так и для лечения болезней. Чистота пищи и чистоплотность также являются необходимыми факторами, способствующими душевному здоровью и лечению психических расстройств.

При оценке состояния здоровья и характера болезни, помимо тела и ума, необходимо учитывать и психологический строй души. Согласно Аюрведе, если у человека имеются пороки, то он не может считаться здоровым, так как здоровый человек не совершает недобродетельных поступков. Именно поэтому в аюрведе детально описываются различные методы, всевозможные духовные практики, способствующие духовному оздоровлению и росту. Аюрведа рекомендует осуществление духовной практики, не обязательно в рамках какой-либо определенной религии.

СОСТОЯНИЕ ПОЧВЫ – САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ СЕМЯН

Микробы рассматриваются в Аюрведе, как причина некоторых болезней. Хотя они и невидимы невооружённым глазом по причине своей тонкой природы, однако в древних канонах существует описание двадцати разновидностей микробов и паразитов. В этих описаниях также указывается на то, что некоторые из микробов не является патогенными. Но необходимо отметить, что болезнетворные микроорганизмы в Аюрведе считаются лишь вторичной причиной возникновения заболеваний, а первичным фактором называется дисгармония трёх дош – вата, питта и капха. Если почва плодородна, то посаженные в неё семена быстро прорастают и распространяются. Нарушение равновесия трёх дош как раз и создает эту плодородную почву, которая способствует проникновению, развитию и быстрому размножению микробов в человеческом организме, что, в конечном счёте, и приводит к болезни. Если же доши и ткани организма находятся в равновесии, то какими бы мощными и сильнодействующими ни были микробы, они не смогут размножиться и вызвать заболевание, а, наоборот, погибнут из-за чрезвычайно неблагоприятной для их развития почвы и отсутствия в ней «питательных веществ». Поэтому в Аюрведе основное внимание уделяется поддержанию и восстановлению равновесия дош, а не борьбе с микробами.

РАЗВИТИЕ ИММУНИТЕТА

Если микробы сильнее клеток, которые они атакуют, то развивается болезнь. Антибиотики, используемые для уничтожения микробов, – это очень сильнодействующие, очень токсичные препараты и поэтому они, не только лечат, но и калечат, принося значительный вред здоровым клеткам человеческого тела. Это приводит к разного рода побочным реакциям, разрушающим организм. Аюрведическая терапия, напротив, приводит в равновесие доши и элементы тканей и способствует восстановлению иммунитета. Вследствие этого пациент не только ограждается от повторного заболевания, но и повышает сопротивляемость болезням всего организма в целом. Таким образом, хотя Аюрведическая терапия действует сравнительно медленно, но очень качественно. Она приносит пациенту много дополнительной пользы без каких-либо побочных эффектов.

ПРОСТЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОЗА И ЛЕЧЕНИЯ

В западной медицине для диагностики заболевания используются лабораторные исследования. Но Аюрведа не основывается только на них. В Аюрведической терапии самое важное это проницательность врача, его интуиция. Используемые врачом методы обычно просты, доступны и не требуют дополнительных затрат. Это, например, исследование пульса, а также выбор средств, необходимых для эффективного лечения. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток.

Химические препараты никогда не используются для выделения активных компонентов, что обеспечивает чистоту конечного продукта и отсутствие в нём остаточных химических веществ, которые могут принести пациенту вред.

ПРИРОДНЫЕ СРЕДСТВА НЕ ТОКСИЧНЫ

Аюрведа утверждает, что ингредиенты пищи и ингредиенты, которые используются в лекарствах, имеют почти идентичные качества, такие как раса (вкус), гуна (характерный признак), вирья (энергия), випак (склонность, которая возникает после усвоения пищи) и прабхава (биохимическое и информационное воздействие). Единственная разница состоит в том, что у пищи важнее раса (вкус) а у лекарства – вирья (энергия). Таким образом, пища может быть использована как лекарство и наоборот. Поэтому естественные, природные не токсичные тонизирующие средства могут применяться в аюрведической медицине как для больных, так и для здоровых пациентов. У первых они направлены на излечение болезней, для вторых они являются средством, модулирующим иммунитет и укрепляющим организм. Как пища, принимаемая в меру, не приносит вреда, так и благоразумно используемое Аюрведическое лекарство не вызовет никаких осложнений у здорового человека, но, напротив, поднимет его тонус.

Некоторые из ингредиентов аюрведических рецептов, такие как специи и пряности (куркума, чёрный перец, имбирь и другие), также используются в нашей повседневной кухне при приготовлении блюд. Их ежедневное применение в течение тысячелетий служит вполне убедительным доказательством их нетоксичной природы.

Аюрведические средства в некоторых странах постоянно используются в течение многих тысячелетий. Они не наносят организму вреда ни при кратковременном, ни при длительном использовании, лучшим подтверждением чему служит неуклонный рост численности населения в этих странах, а распространённые в них болезни вызываются в основном их экономической отсталостью, но никак не предубеждением населения к Аюрведе.

НИКАКИХ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ, ТОЛЬКО ПОЛЬЗА

Как уже отмечалось ранее, аюрведические средства могут использоваться как больными, так и совершенно здоровыми людьми в целях профилактики заболеваний и повышения иммунитета организма. Помимо устранения непосредственно болевых ощущений и уничтожения болезнетворных бактерий, аюрведические лекарства исправляют «неполадки» в месте зарождения болезни путём очищения каналов, по которым распространяются микробы, и повышения сопротивляемости организма в той части, где возникло заболевание. В результате такого воздействия болезнь искореняется полностью, а сильный иммунитет препятствует её вторичному появлению. Таковы преимущества Аюрведической терапии.

НЕОБХОДИМОСТЬ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ДИЕТЫ

Для полноценного лечения болезни в Аюрведе, помимо терапевтических средств, отмечается огромная роль диеты. Это очень подробно описано в Аюрведических трактатах и врачи аюрведы используют предписания в своей практике. Вот формула: «Если пациент придерживается необходимой ему диеты, то ему не требуется медицинская помощь, если нет – ему ничего не поможет». При правильном питании болезни не возникают, а при неправильном – возникают, несмотря на вмешательство докторов. Поэтому, соответствующее питание предписывается Аюрведическими врачами для каждой стадии болезни, а также для последующего реабилитационного периода (для полного восстановления здоровья) и устранения последствий недомогания (выведения остаточных токсинов).

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Возможности Аюрведы не имеют каких-либо духовных, климатогеографических, политических или этнических ограничений. Её основные принципы могут применяться по отношению ко всем, независимо от общепринятого питания, климата, традиций и культуры. Великий Аюрведический врач Чарака говорил: «Мудрый смотрит на всю Вселенную как на наставника. Только глупец считает ее врагом. Поэтому, каждый должен принять нужный ему совет (касающийся поддержания здоровья и лечения болезней), от кого бы он ни исходил, пусть даже от врага, и последовать ему».

Благодаря своей универсальности и гуманности, а также, безусловной терапевтической практичности, аюрведа получила распространение во многих странах мира независимо от географических, политических, этнических и религиозных границ.

Аюрведа – это одна из частей Вед. Веды были восприняты и систематизированы задолго до того, как арии поселились в Индии. Согласно преданиям, они мигрировали в Индию из северной части Европы. Следовательно, аюрведа, как одна из частей Вед, существовала еще до переселения арийской расы на индийские земли. Во все времена – до, во время и после переселения – она заботилась о здоровье людей, поэтому в ней содержатся описания всех местных традиций и лекарственных растений. Но сейчас, по прошествии нескольких тысячелетий, об этом забыли; а ведь и европейцы, и индусы, и те, кто живет в других местах, имеют одинаковые права на свое наследство – Аюрведу. И долг всех ученых и врачей – использовать этот кладезь мудрости и направлять накопленные в течение многих веков знания во благо всех для сохранения их здоровья, лечения и профилактики заболеваний.