Аюрведа и Йога
Опубликовано 05 Фев 2009
Рубрики: Йога, Новости
Аюрведа и Йога — это две очень тесно взаимосвязанные духовные священные науки, уходящие корнями в древние ведические традиции.
Аюрведа — это ведическия наука исцеления тела и сознания. Йога — это ведическая наука о самореализации, которая зависит от правильного функционирования и тела, и сознания.
Аюрведа и Йога развивались параллельными путями и применялись вместе, так как, по сути, дополняли друг друга. Для тех, кто занимается йогой, будут полезны знания Аюрведы, а тем, кто интересуется Аюрведой, йога принесет несомненную пользу.
Объединяет их то, что обе они направлены на достижение физической гармонии и хорошего самочувствия, а также на раскрытие нашего высшего сознания.
Йога как терапия или упражнения традиционно предписывалась и сейчас рекомендуется в аюрведическом контексте. В свою очередь, для тех, кто занимается йогой, есть огромные приемущества, которые дают знания Аюрведы.
Совместное постижение этих двух дисциплин дает целостное понимание жизни, столь необходимое в наше время.
Главная йоговская практика, которую мы сегодня наблюдаем, это асаны, или йоговские позы.
Асаны — это внешнее лицо йоги, и для большинства людей — их первый шаг по пути йоги. Корни асан уходят в такую традицию, как Хатха Йога. В этой школе асаны (позы), пранайяма (дыхание) и медитация образуют триединство духовных практик, которые направлены на развитие внутренних энергий.
Традиция Хатха Йоги уходит своими корнями в классическую йогу, сконцентрированную в йоговских сутрах великого мудреца Патанджали (200 г до н.э.). Он не был изобретателем йоги, Патанджали систематизировал и сформулировал долгую традицию йоги в виде афоризмов, охватывающих всю жизнь от законов правильного поведения человека до конечной цели и освобождения. Этот труд по философии йоги до сих пор остается лучшим и непревзойденным.
Йога Патанджали называется Аштанга Йогой, или восьмеричной йогой, где асаны — лишь один из уровней.
Восемь ветвей Аштанга Йоги таковы: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Это последовательные стадии в жизненном путешествии человека через йогу. Каждую ступень необходимо понять и следовать ей для достижения конечной цели Аштанга Йоги — освобождения собственного «Я».
Яма — общие этические принципы, соблюдение и следование которым необходимо в жизни. Яма напоминает нам о нашей ответственности и обязанностях как социальных существ и включает в себя пять принципов:
— ахимса — ненасилие, непричинение вреда
— астея — неворовство
— сатья — правдивость
— брахмачарья — целомудрие
— апариграха — отсутствие алчности, корыстолюбия.
Нияма — самоограничение, определяющее нормы морали и поведения. Это дисциплина, которая уносит инерцию и формирует желание следовать пути йоги. Принципы ниямы таковы:
— шауча — чистота, опрятность
— сантоша — довольство, удовлетворенность
— тапас — аскетизм, самодисциплина, усилия
— свадхьяя — исследование собственного «Я», изучение священных текстов
— Ишвара пранидхана — преданность Богу, отдача самого себя на милость Всевышнего.
Асаны, или позы — это положение тела как единого целого с обязательным участием ума и души. Асаны способствуют выработке энергии. Нахождение в асане организует и распределяет эту энергию, а выход из асаны не позволяет ей рассеиваться.
В Йога-сутрах Патанджали говорится: «Рупа лаванья бала ваира самхананатвани каясампат». Это означает, что совершенное тело отличается красотой, изяществом и силой, сравнимыми с твердостью и блеском алмаза.
Выполняя асану, необходимо концентрировать внимание на внутреннем теле, направляя ум внутрь себя, развивая разум, чтобы сознание могло заполнить каждую клеточку нашего организма.
Патанджали четко говорит, что к пранаяме можно приступать только после освоения асан.
Пранаяму можно определить как «распространение и проведение жизненной энергии через контроль над дыханием». Она начинается с простого движения дыхания и учит следить за самим актом дыхания. В структуру пранаямы входят три компонента: вдох, выдох и задержка. Ими тщательно овладевают через удлинение дыхания и продление времени задержки. На самом деле это процесс направления энергии вовнутрь, отсоединения от чувств, для подготовки ума к пратьяхаре.
Пратьяхара позволяет покорить ум и чувства. В этом состоянии чувства отрываются от объектов желаний, ум освобождается от власти чувств и устремляется к душе. Пратьяхара, будучи результатом ямы, ниямы, асаны и пранаямы, готовит почву для дхараны, дхьяны и самадхи.
Дхарана, дхьяна и самадхи взаимосвязаны и объединяются под общим понятием самьямы — интеграции тела, дыхания, ума, интеллекта и «Я». Когда в дхаране (концентрации) достигается устойчивость, она перетекает в дхьяну (медитацию). Когда медитирующий и объект медитации становятся единым целым, дхьяна перетекает в самадхи. Это состояние полного поглощения, слияния познающего, знания и познаваемого воедино. Хотя объясняется самадхи на интеллектуальном уровне, переживается оно на уровне сердца.
В конечном итоге именно самадхи является плодом дисциплины Аштанга Йоги.
Могилевская Наталья Геннадьевна
Информация о занятиях йогой в нашем РАСПИСАНИИ