Психосоматические причины болезней. Часть 1
Опубликовано 30 Ноя 2008
Рубрики: Новости
«tasyaayusah punyatamo vedo vedavidaam matah
vaksyate yanmanusyaanaam lokayorubhayorhitam»
«Сейчас будет изложена Аюрведа, наука, которая считается наиболее священной и почитаемой среди знатоков Вед, полезная для людей в обоих мирах».
(Ч.С. Су. 1.43)
Аюрведа — это часть ведического знания, всеобъемлющей духовной науки, созданная для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного аспектов.
За свою длительную историю Аюрведа прошла несколько этапов развития. Вместе с ведической культурой она распространилась на восток до самой Индонезии, а на запад — до Греции, где под ее влиянием развилась подобная ей медицинская система. Позже Аюрведу широко использовали буддисты, которые внесли в нее много дополнений. Вместе с буддизмом аюрведа проникла в другие страны, составив основу традиций врачевания в Тибете, Шри-Ланке, Бирме, так же эта наука повлияла на китайскую медицину.
Согласно Аюрведической традиции, причины (источник) болезней разделяются на две категории.
«te??? k?ya-mano-bhed?d adhi??h?nam api dvi-dh?»
«Различают два источника (местонахождения) болезни: тело и ум».
(А.Х.С. Су 1.21)
К первой категории относят физические (биологические) причины — это нарушение равновесия биологических элементов и первичных энергий физического тела. Лечение в этом случае преимущественно состоит в воздействии на тело — травами, диетой, физиотерапией и йогическими позами.
Вторая категория — кармические причины: болезнь может стать результатом наших неправильных поступков, то есть психических или духовных факторов. Это может быть ошибка в выборе профессии, эмоциональные проблемы и трудности во взаимоотношениях с другими людьми. В этих случаях для лечения может потребоваться изменение образа жизни и отношения к миру в целом. К числу таких причин относится отклонение линии жизни от ее оптимальной предопределенной траектории, называемой на санскрите «дхарма».
«?yuh-k?mayam?nena dharm?rtha-sukha-s?dhanam
?yur-vedopade?e?u vidheya? param ?dara?»
«Тот, чей ум наполнен желанием жить, желанием, которое является средством для достижения и исполнения Дхармы, Артхи и Сукхи, должен с высшим вниманием обратиться к Аюрведе». (А.Х.С. Су 1.2)
Причиной болезни могут стать действия, совершенные в прошлой жизни, например, связанные с причинением вреда другим существам или со злоупотреблением своей властью и материальными возможностями.
«санти хй асадхаво локе
дурмаитраш чхадма-вешинах
тешам удетй агхам кале
рогах патакинам ива»
«Тот, кто когда-либо совершал грехи, со временем непременно начинает болеть. Точно так же в мире есть много обманщиков, которые выдают себя за наших друзей, однако рано или поздно по их действиям становится ясно, что на самом деле они — наши враги». (Ш.Б. 7.5.27)
Для лечения подобных кармических заболеваний может потребоваться своего рода искупление или жертва. То есть необходимо внутренне очиститься. С этой же целью Аюрведа использует йогу и духовную терапию (Дайва чикитса), в которой применяются драгоценные камни, мантры, молитвы, ритуалы и медитации. Их использование основано не на суевериях, а на понимании глубинных механизмов ума.
В смрити-шастрах сказано:
«брахма-ха кшайа-роги сйат
сурапах шйавадантаках
сварна-хари ту кунакхи
душчарма гуру-талпагах»
«Убийцы брахманов позже заболевают туберкулезом, пьяницы становятся беззубыми, у тех, кто воровал золото, возникают болезни ногтей, а грешники, вступавшие в половые отношения с женами старших, заболевают проказой и другими кожными болезнями».
Во многих случаях первым шагом к исцелению должно стать раскрытие себя божественной (космической) воле и принятие потока ее милости. Для этого нужно осознать, какова цель и значение жизни человека и ее связь с процессом развития души и духовной эволюцией всего человечества. Нужно идти тем духовным путем, который в наибольшей степени отвечает нашей природе, при этом, обязательно уважая право других следовать своим собственным путем. В этом смысл слов «исцели сначала душу», где под словом «душа» подразумевается наше внутреннее сознание.
Суть исцеления — это объединение. Вера, любовь, преданность, ощущение единства и божественной природы человечества, вообще жизни — вот то, чего недостает современной медицине. Они даруют свободу и пространство для роста и восприятия, поток космической жизненной силы, необходимый для того, чтобы произошло исцеление. Без них мы внутренне сломлены и обессилены, и жизнь наша имеет мало смысла, поскольку в ней нет места очарованию, удивлению, красоте и цели. Большинство заболеваний в современном мире обусловлено отсутствием в нашей жизни духовного смысла.
Аюрведа не может принять медицину вне духовности. Аюрведа без Бога то же, что и сердце без любви.
Основоположником концепции Аюрведы является Шри Дханвантари, который явился в этот мир как олицетворение Абсолютной Истины. Он является Истинным Целителем, пребывающим в сердце каждого живого существа. Знаменитый врач средневековья Ибн Сина писал: «Готов больного исцелять Всевышний, в заботе этой я как врач не лишний». Поэтому мы все должны помнить, что какими бы обширными познаниями в области медицины мы не обладали, нам не стоит считать себя хозяевами жизни.
«камасйа нендрийа-притир
лабхо дживета йавата
дживасйа таттва-джиджнаса’
нартхо йаш чеха кармабхих»
«Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств.
Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности».
(Ш.Б. 1.2.10)
Из этого текста нам становится ясна цель здорового образа жизни и поддержания здоровья.
Болезнь является если не признаком духовного кризиса, то, по меньшей мере, некоей духовной возможностью. Согласно Упанишадам, «болезнь — высшая форма аскетизма (тапаса)», при помощи которой можно прикоснуться к истине жизни и собственного «Я». Болезнь может свидетельствовать о неправильном образе действий в течение жизни, но может и указывать на то, что энергия души направлена вовнутрь. В любом случае заболевание, особенно тяжелое, требует пересмотра всей нашей жизни с духовной точки зрения. Поэтому самоанализ является первым шагом и основой распознавания причины болезни, поиска путей ее устранения.
Дереча Павел Геннадьевич (г. Тюмень)