Этиопатогенез в Аюрведе. Часть 1

Опубликовано 05 Фев 2010 
Рубрики: Аюрведа, Новости

У изучающих Аюрведу вызывает сложность вопрос о том, как отличить индивидуальную пракрити (нормальные конституциональные признаки) от викрити (состояний, которые указывают на ненормальное преобладание определенной доши).

Например, если у кого-то преобладает вата пракрити, то для него считается «нормальным» иметь беспокойный, активный ум и склонную к сухости кожу. Считается, что в небольшой степени эти признаки не выводят из равновесия вата доша. Однако если бы у того же человека беспокойство ума развилось до забывчивости и неспособности сконцентрироваться, это бы указывало на увеличение вата доши. Подобным же образом, если кожа становится настолько сухой, что ее поверхность нарушается, она начинает местами шелушиться или темнеет, это указывает на дисбаланс ваты.

Итак, необходимо понять, как возникает викрити, т.е. патологическая конституция или болезнь. Подвергаясь в течение определенного времени воздействию причин, описанных выше, доши могут увеличиться и начать цепочку поэтапного развития патологий, приводящую к состоянию болезни. Последовательность связанных с дошами отклонений вызванных одной или несколькими причинами называется сампрапти.  

Прежде чем мы подробно опишем эту последовательность, давайте дадим ей краткое объяснение. Сначала одна или несколько дош начинают накапливаться где-нибудь в теле и увеличиваться. Далее, увеличенная доша выходит за границы и начинает распространяться. Когда она достигает уязвимой или по какой-то причине ослабленной системы или органа, она останавливается там и начинает нарушать структуру и функции местных тканей. Ткани, когда имеется в виду их здоровое состояние, называют дхату, но когда мы говорим о тех же тканях, подразумевая  их соединение с нарушенными дошами, мы называем эти ткани душья.

Доша-душья-саммурчана — фактически это и есть процесс болезни (саммурчана означает «взаимодействие»). Взаимодействие дош и душья вместе со специфической реакцией затронутой системы или органа приводит к развитию первых  специфических признаков, предшествующих началу заболевания, а затем и к основным симптомам болезни. Оставленная без лечения, болезнь приведет к развитию определенного набора осложнений и, в конце концов, достигнет стадии, когда ее уже невозможно излечить.

Одним из важнейших вкладов Аюрведы в развитие медицины является то, что она точно описывает эту последовательность патогенеза, выделяя шесть стадий. Это известно под названием саткриякала. В буквальном переводе это значит «шесть возможностей для действия», но обычно это переводят как «шесть стадий болезни». Каждый из переводов правомерен.

Саткриякала дает видение всего течения болезни, начиная с ее обратимых ранних стадий через стадии  внешнего проявления и симптомов к последней стадии с ее необратимыми осложнениями. Знание того, на какой стадии саткриякалы находится данная болезнь, направит нас к правильному выбору терапевтического вмешательства, необходимого для этой стадии. Значимость понимания природы развития болезни заключается в жизненной необходимости и практической важности раннего определения зарождающегося процесса болезни с тем, чтобы предупредить развитие болезни на ее начальных стадиях.

Существуют внутренние и внешние причины нарушения дош. Когда доши увеличиваются (т.е. выходят из равновесия) ткани (дхату), огонь пищеварения (агни) и сосуды (шротас) тоже выходят из строя, что приводит к плохому самочувствию или болезни.

На ранних стадиях нарушения дош изменения проявляются на очень тонком уровне; это может прогрессировать до биохимических, клеточных нарушений и, в конечном счете, до аномалий тканей и органов. Все вместе это называется викрити или «отклонение от первоначального состояния равновесия». Саткриякала объясняет, как викрити прогрессирует в целом спектре болезней, начиная с самых ранних стадий до поздних проявлений болезни.

Саткриякала (шесть стадий болезни)

Санчая (Накопление)

Пракопа (Возбуждение)

Прашара (Распространение, излияние)

Стханасамсрая (Локализация)

Вьякти (Внешнее проявление)

Бхеда (Необратимые изменения и осложнения, структурные нарушения)

Данная последовательность из шести стадий дает нам понимание того, как доши увеличиваются в результате факторов (диета, образ жизни, физические упражнения, климат, эмоциональный стресс, время года и т.д.)

Суботялов Михаил Альбертович

Продолжение следует

часть II

часть III

часть IX


Комментарии

Один отзыв на «Этиопатогенез в Аюрведе. Часть 1»

  1. Ия 27 Фев 2010 13:43

    спасибо.

Оставьте свой отзыв




Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.