Психосоматические причины болезней. Часть 1

Опубликовано 30 Ноя 2008 
Рубрики: Новости

Часть 1. Введение.

«tasyaayusah punyatamo vedo vedavidaam matah 
vaksyate yanmanusyaanaam lokayorubhayorhitam»

«Сейчас будет изложена Аюрведа, наука, которая считается наиболее священной и почитаемой среди знатоков Вед, полезная для людей в обоих мирах».
(Ч.С. Су. 1.43)

Аюрведа — это часть ведического знания, всеобъемлющей духовной науки, созданная для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного аспектов.
За свою длительную историю Аюрведа прошла несколько этапов развития. Вместе с ведической культурой она распространилась на восток до самой Индонезии, а на запад — до Греции, где под ее влиянием развилась подобная ей медицинская система. Позже Аюрведу широко использовали буддисты, которые внесли в нее много дополнений. Вместе с буддизмом аюрведа проникла в другие страны, составив основу традиций врачевания в Тибете, Шри-Ланке, Бирме, так же эта наука повлияла на китайскую медицину.

Согласно Аюрведической традиции, причины (источник) болезней разделяются на две категории. 

«te??? k?ya-mano-bhed?d adhi??h?nam api dvi-dh?»

«Различают два источника (местонахождения) болезни: тело и ум».
(А.Х.С. Су 1.21)

К первой категории относят физические (биологические) причины — это нарушение равновесия биологических элементов и первичных энергий физического тела. Лечение в этом случае преимущественно состоит в воздействии на тело — травами, диетой, физиотерапией и йогическими позами. 
Вторая категория — кармические причины: болезнь может стать результатом наших неправильных поступков, то есть психических или духовных факторов. Это может быть ошибка в выборе профессии, эмоциональные проблемы и трудности во взаимоотношениях с другими людьми. В этих случаях для лечения может потребоваться изменение образа жизни и отношения к миру в целом. К числу таких причин относится отклонение линии жизни от ее оптимальной предопределенной траектории, называемой на санскрите «дхарма».

«?yuh-k?mayam?nena dharm?rtha-sukha-s?dhanam 
?yur-vedopade?e?u vidheya? param ?dara?»

«Тот, чей ум наполнен желанием жить, желанием, которое является средством для достижения и исполнения Дхармы, Артхи и Сукхи, должен с высшим вниманием обратиться к Аюрведе». (А.Х.С. Су 1.2)

Причиной болезни могут стать действия, совершенные в прошлой жизни, например, связанные с причинением вреда другим существам или со злоупотреблением своей властью и материальными возможностями.

«санти хй асадхаво локе
дурмаитраш чхадма-вешинах
тешам удетй агхам кале
рогах патакинам ива»

«Тот, кто когда-либо совершал грехи, со временем непременно начинает болеть. Точно так же в мире есть много обманщиков, которые выдают себя за наших друзей, однако рано или поздно по их действиям становится ясно, что на самом деле они — наши враги». (Ш.Б. 7.5.27)

Для лечения подобных кармических заболеваний может потребоваться своего рода искупление или жертва. То есть необходимо внутренне очиститься. С этой же целью Аюрведа использует йогу и духовную терапию (Дайва чикитса), в которой применяются драгоценные камни, мантры, молитвы, ритуалы и медитации. Их использование основано не на суевериях, а на понимании глубинных механизмов ума.

В смрити-шастрах сказано:

«брахма-ха кшайа-роги сйат
сурапах шйавадантаках
сварна-хари ту кунакхи
душчарма гуру-талпагах»

«Убийцы брахманов позже заболевают туберкулезом, пьяницы становятся беззубыми, у тех, кто воровал золото, возникают болезни ногтей, а грешники, вступавшие в половые отношения с женами старших, заболевают проказой и другими кожными болезнями».

Во многих случаях первым шагом к исцелению должно стать раскрытие себя божественной (космической) воле и принятие потока ее милости. Для этого нужно осознать, какова цель и значение жизни человека и ее связь с процессом развития души и духовной эволюцией всего человечества. Нужно идти тем духовным путем, который в наибольшей степени отвечает нашей природе, при этом, обязательно уважая право других следовать своим собственным путем. В этом смысл слов «исцели сначала душу», где под словом «душа» подразумевается наше внутреннее сознание.
Суть исцеления — это объединение. Вера, любовь, преданность, ощущение единства и божественной природы человечества, вообще жизни — вот то, чего недостает современной медицине. Они даруют свободу и пространство для роста и восприятия, поток космической жизненной силы, необходимый для того, чтобы произошло исцеление. Без них мы внутренне сломлены и обессилены, и жизнь наша имеет мало смысла, поскольку в ней нет места очарованию, удивлению, красоте и цели. Большинство заболеваний в современном мире обусловлено отсутствием в нашей жизни духовного смысла.

Аюрведа не может принять медицину вне духовности. Аюрведа без Бога то же, что и сердце без любви. 
Основоположником концепции Аюрведы является Шри Дханвантари, который явился в этот мир как олицетворение Абсолютной Истины. Он является Истинным Целителем, пребывающим в сердце каждого живого существа. Знаменитый врач средневековья Ибн Сина писал: «Готов больного исцелять Всевышний, в заботе этой я как врач не лишний». Поэтому мы все должны помнить, что какими бы обширными познаниями в области медицины мы не обладали, нам не стоит считать себя хозяевами жизни.

«камасйа нендрийа-притир
лабхо дживета йавата
дживасйа таттва-джиджнаса’
нартхо йаш чеха кармабхих»

«Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств.
Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека — задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности».

(Ш.Б. 1.2.10)

Из этого текста нам становится ясна цель здорового образа жизни и поддержания здоровья.

Болезнь является если не признаком духовного кризиса, то, по меньшей мере, некоей духовной возможностью. Согласно Упанишадам, «болезнь — высшая форма аскетизма (тапаса)», при помощи которой можно прикоснуться к истине жизни и собственного «Я». Болезнь может свидетельствовать о неправильном образе действий в течение жизни, но может и указывать на то, что энергия души направлена вовнутрь. В любом случае заболевание, особенно тяжелое, требует пересмотра всей нашей жизни с духовной точки зрения. Поэтому самоанализ является первым шагом и основой распознавания причины болезни, поиска путей ее устранения.

Дереча Павел Геннадьевич (г. Тюмень)

Продолжение (Часть 2)

Комментарии

Отзывов нет на «Психосоматические причины болезней. Часть 1»

  1. cutt.ly 06 мая 2023 23:59

    cutt.ly

    2008 Ноябрь : Сибирский Аюрведический Институт

  2. is.gd 07 мая 2023 13:29

    is.gd

    2008 Ноябрь : Сибирский Аюрведический Институт

  3. Tinyurl.com 07 мая 2023 14:15

    Tinyurl.com

    2008 Ноябрь : Сибирский Аюрведический Институт

  4. Rebrand.ly 07 мая 2023 14:21

    Rebrand.ly

    2008 Ноябрь : Сибирский Аюрведический Институт

  5. bit.ly 07 мая 2023 18:47

    bit.ly

    2008 Ноябрь : Сибирский Аюрведический Институт

  6. https://Is.gd/ 08 мая 2023 2:07

    https://Is.gd/

    2008 Ноябрь : Сибирский Аюрведический Институт

  7. https://tinyurl.com/24py37ve 30 мая 2023 12:48

    https://tinyurl.com/24py37ve

    2008 Ноябрь : Сибирский Аюрведический Институт